Спортивный туристский клуб «Одесса»
ОТЧЕТ
о велосипедном туристском походе
по Украинским Карпатам,
совершенном с 30 апреля по 11 мая 2008 г.
Маршрутная книжка № 22/08
Руководитель группы – Феколин Л.Н.
Параметры похода
Вид туризма |
Категория сложности похода |
Протяженность активной части, км |
Продолжительность |
Срок проведения |
|
Общая |
Ходовых дней |
||||
велосипедный |
четвертая |
604 |
12 |
10 |
30 апреля – 11 мая 2008 |
Район похода
– Украинские Карпаты
Нитка пройденного маршрута
Сколе – Подгородцы – Рыбник – Зубрица – пер. Багноватый – Межигорье – Ниж. Высоцкое – пер. Латорский – Ниж. Ворота – Жденево – Пашковцы – г. Острая Гора – ур. Прелука – Турья Поляна – Свалява – Березники – полонина Боржава – Репинное – Межгорье – пер. Синевирский – Колочава – пер. Прислоп – Комсомольский – Усть-Чорна – Лопухов – полонина Шаса – Лопухов – пер. Легионов – Быстрица – пер. Столы – Паляница – Татарив – Яремча – Делятин – Коломыя - Обертин – Золотой Поток – Дулибы – Товсте
Схема маршрута
Трек (добавлено)
Отдельные фрагменты карт
1. Подгородцы - Рыбник - Багноватое - Ниж. Высоцкое
2. Пашковцы - ур. Прелука - Турья Поляна
3. Березники - полонина Боржава - Речка
4. Лопухов - Быстрица - Паляница
Участники похода
Лев Феколин (руководитель) |
Василий Буз (штурман) |
Александр Лепёхин (завмед) |
Андрей Довженко (завпрод) |
График движения (по участкам дороги)
График движения (по дням)
№ п/.п |
Дата |
Общее расстояние за день, км |
Грунтовых дорог, км |
Ходовое время |
Средняя скорость, км/час |
Набор
высоты, м (по карте на основных подъемах) |
1 |
30.04 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1.05 |
57,0 |
26,9 |
4:47 |
11,9 |
590 |
3 |
2.05 |
82,4 |
17,4 |
6:04 |
13,6 |
995 |
4 |
3.05 |
8,3 |
8,3 |
2:26 |
3,4 |
840 |
5 |
4.05 |
56,3 |
10,4 |
3:40 |
15,4 |
220 |
6 |
5.05 |
29,2 |
12,9 |
3:07 |
9,4 |
990 |
7 |
6.05 |
73,2 |
29,5 |
6:08 |
12,1 |
1030 |
8 |
7.05 |
42,7 |
36,2 |
5:37 |
7,6 |
1010 |
9 |
8.05 |
55,2 |
54,0 |
6:52 |
8,0 |
835 |
10 |
9.05 |
79,3 |
10,3 |
6:19 |
12,6 |
255 |
11 |
10.05 |
117,8 |
14,5 |
7:39 |
15,3 |
865 |
12 |
11.05 |
2,3 |
- |
0:11 |
13,6 |
- |
Всего |
603,8 |
220,4 |
52:50 |
11,4 |
7630 |
Общая идея похода
Специфика Карпат состоит в том, что по вершинам хребтов обычно проложены грунтовые дороги и тропы,
вполне пригодные для езды на велосипеде. В последние годы все более популярными в Карпатах являются веломаршруты
не по автодорогам вдоль рек, а по тропам и грунтовым дорогам вдоль горных хребтов и по полонинам. Такие маршруты
позволяют проходить технически сложные участки дорог в сравнительно малозаселенных горных районах, больше
находиться на вершинах и больше видеть горные ландшафты. Основные трудности при этом связаны не с ездой по хребту,
а с подъемом на него и спуском.
Велосипедный поход в Карпатах в мае по своему интересен, несмотря на возможные проблемы с погодой, со снежным
покровом и полноводными ручьями. В этом мы убедились в предыдущем велопоходе по Карпатам. Маршрут нынешнего
велопохода содержит ряд новых для нас участков, интересных как в спортивном, так и в познавательном отношении.
Это территория заповедников Сколевские Бескиды, Шипот, Горганы, наскальная крепость Тустань, полонины Руна,
Боржава, Шаса, Свидовец.
Описание прохождения
маршрута
Первый ходовой день, 1 мая
Первое, что бросилось в глаза - хребет Сколевских Бескид укрыт снегом. Это означает,
что наша задумка проехаться по Свидовцу и Боржаве может остаться не реализованной. Правда, мы видим северный склон Бескид,
на южном склоне, возможно, картина более оптимистичная. Да и до Свидовца у нас еще времени неделя - все может измениться.
Выехали в 9:10. Едем на северо-восток по неплохому асфальту автотрассы Е50.
Автотраспорта меньше, чем мы предполагали. Возможно это связано с праздниками.
7,7 – за селом Дубина сворачиваем влево на асфальтовую дорогу к селу Корчин. Дорога почти пустынна (фото 2), лишь изредка
встречаются маршрутные микроавтобусы.
13,3; 15,7; 17,4; 20,5 - проезжаем по мостам через р. Стрый и ее притоки. Возле первого из них влево уходит дорога
к водопаду Гуркало. Рядом с дорогой памятники борцам за волю Украины.
20,5 - перед мостом через ручей вправо отворот к селу со странным названием Ямельница. Едем прямо. Обгоняем странное
чудо техники на четырех колесах (фото 3) - грохочущее, дымящее и едва передвигающееся.
23,3 - в селе Подгородцы основная дорога уходит влево через мост, мы же едем прямо, на северо-запад к селу Урич.
Дорога идет вдоль села и медленно поднимается вверх.
27,9 - после небольшого подъема мост через ручей, заканчивается асфальт, основная дорога через мост уходит
влево дальше вдоль села, а вправо вверх идет грунтовка к наскальной крепости Тустань. Здесь же каменный указатель
о музее "Тустань" (справа) и большой информационный щит о Государственном историко-культурном заповеднике Тустань.
На подъеме у дороги замысловатое сооружение из труб. Не сложно догадаться, что это нефтяная скважина.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. |
28,7 - Тустань. Место действительно необычное - среди сравнительно пологих холмов возвышается скалистое изваяние (фото 4).
Естественно, оно привлекало людей своей необычностью как сейчас, так и ранее. Хотя утверждение, что пазы в скалах
позволяют с достоверностью 90% воспроизвести облик крепости выглядит несколько сомнительным. Да и являются ли некоторые
углубления действительно пазами - это не каждому очевидно. Хотя специалисты уверенно различают пять строительных периодов
в истории крепости. Эти же специалисты приписывают Тустани функции оборонно-таможенного объекта на трансконтинентальном
торговом пути Португалия-Китай. Хотя в ХI - ХIII веках, к которым относят строительство Тустани, человечество уже строило
значительно более серьезные оборонные объекты на торговых путях. На трактовке достоверных исторических фактов очевиден
налет с одной стороны, политический - стремление преувеличить историческую роль Украины, с другой стороны, финансовый -
сегодня Тустань является раскрученным экскурсионным объектом и ради дополнительного притока экскурсантов заинтересованные
лица наверняка готовы сделать новые исторические "открытия". Сегодня у входа собирают плату "на ремонт Провала", сюда
организованно привозят экскурсантов из ближайших городов (недалеко курорты Моршин, Трускавец), немало и самостоятельно
приезжающих отдыхающих, что видно из фото 4. С учетом всего этого Тустань - это вопрос который мы, наверно, когда-нибудь
постараемся отдельно изучить. А пока после небольшого перекуса у подножия Тустани отправляемся дальше по маршруту.
29,6 - возвращаемся к дороге через центр села. У моста встречаем парня бомжеватого вида со складным велосипедом "Аист".
Он пристроился на бордюре моста и энергично уплетает кильку в томате с хлебом. Пытаемся с ним говорить - но он плохо понимает
не только по русски, но и по украински. В ответ слышим польскую речь. Это велотурист-одиночка из Польши, уже не первый раз
путешествующий по Украинским Карпатам. А чего бы и не путешествовать при безвизовом въезде в Украину и заметно более дешевых продуктах?
Прошел небольшой дождь. Песчано-каменистая дорога идет по холмам через красивые леса (фото 5, 6).
32,1 - верхний перелом дороги, за которым основная дорога сворачивает вправо, а мы едем прямо по грунтовке вниз вдоль ручья.
На всем пути вдоль ручья идет труба диаметром сантиметров 40. Видимо эта труба от тех самых нефтяных скважин, которые мы видели.
36,2; 36,7 - несколько раз пересекаем ручей (фото 7) и выезжаем к р. Стрый.
37,3 - сворачиваем на развилке влево, еще раз переезжаем ручей (фото 8) и едем далее вниз по левому берегу р. Стрый
сначала по грунтовке вдоль села, а затем просто по берегу (фото 9). Тропы нет, берег местами заболочен - с крутого
склона нередко сочатся родники. Вообще-то нам нужно перебраться на правый берег, но для этого нужно добраться до
следующего села. Да и есть ли там мост - это вопрос, на наших картах ничего не обозначено.
Но как-то же местные жители переправляются.
39,0 - Возле небольшого переката возникает мысль перейти реку вброд (фото 10, 11). Ширина реки здесь около 80 м, но как показала
разведка, глубина в среднем по колено. Переходим реку, Лев и Андрей делают две ходки (велосипед и рюкзак отдельно),
а Саша и Василий проходят реку с одного захода. Далее пройдя немного по галечному пляжу выходим на хорошо укатанную грунтовку,
идущую параллельно реке. Вскоре дорога уходит куда-то вправо, а мы продолжаем двигаться по тропе, идущей вдоль крутого берега.
7. | 8. | 9. | 10. | 11. | 12. |
41,0 - На стальных канатах через реку натянут пешеходный мост. Продолжаем двигаться по тропе вдоль правого берега.
Примерно через пол километра выходим на асфальтовую дорогу Борислав - Турка. Вокруг - с. Рыбник. На развилке сворачиваем влево, переезжаем
по мосту речку Рыбник и пытаемся найти дорогу вдоль правого (орографически) берега р. Рыбник. На нашей карте эта дорога обозначена, как основная.
Местные жители подтверждают наши сомнения - дороги по правому берегу нет.
42,2 - по стальному мостику, или "кладке", как говорят местные жители, возвращаемся к дороге Борислав - Турка и
едем по ней на юго-запад. Дорожное покрытие - песчано-каменистый грейдер
45,8 - слияние двух речек. Дорога сначала сворачивает влево, пересекает по мосту речку Зубрицкий Рыбник, а
затем вправо идет вдоль этой речки. Здесь есть отворот влево к селу Майдан.
46,2 - мост через речку
47,0 - мост через речку, за которым начинается асфальт. Через километр перед селом Крынтята еще один мост.
49,2 - Сворачиваем с асфальтовой дороги влево, переезжаем по мосту речку, проезжаем мимо домов лесничества и далее едем по
каменистой дороге к селу Зубрица (фото 12)
55,0 - центр села Зубрица. Снова небольшой дождь. Здесь наше внимание привлекла водяная лесопилка. Все точно так же,
как и в водяной мельнице, только привод от колеса идет к дисковой пиле.
Здесь нам встретились местные мужики, которые упорно рекомендовали нам повернуть обратно, поскольку к селу Багноватое,
куда мы планировали ехать, дороги нет и доехать невозможно. Но мы поехали дальше по селу и у других местных выяснили,
что в Багноватое ведет неплохая тропа, а местами даже дорога.
56,0; 56,8 - преодолеваем речку (фото 13-15). Как свидетельствовала табличка за селом, мы проезжаем урочище
Медвежье. Начавшийся дождь стал усиливаться. Один из участников предложил искать себе берлогу. Впереди крутой
подъем на перевал Багноватый. Хоть еще много светлого времени дня, но мы прислушались к мысли о берлоге и
решили ставить лагерь. Дальше могут быть проблемы с горизонтальными площадками, а полное прохождение
перевала под дождем, вероятно в тумане, в конце дня мы решили не совершать. Нашли хорошую поляну вблизи слияния
ручьев (фото 16), вокруг полно дров, правда, мокрых.
После завершения ужина дождь превратился в очень сильный. Кто-то из участников сказал, что это не ливень,
это просто бомбежка водой. Как хорошо, что мы сегодня не пошли на перевал.
За день пройдено
57,0 км, время движения 4:47.
13. | 14. | 15. | 16. |
Втотой ходовой день, 2 мая
Утром пасмурно, низкая облачность, периодически пускается
мелкий моросящий дождь. При попытке набрать воды в ручье произошла встреча с огненной саламандрой (фото 17, 18).
Эти животные считаются сравнительно редкими, но мы их встречаем практически в каждой поездке в Карпаты.
Это хладнокровное животное (в смысле температуры), видимо, хорошо ощущало тепло рук, с удовольствием позировало
перед фотоаппаратом и с неохотой покидало руки.
После завтрака выход в 9:20. Основная дорога уходит на юго-восток вдоль русла ручья Рыбничек. Мы же направляемся по его левому притоку
на юго-запад. Едва заметная дорога идет прямо по руслу ручья (фото 19 - 21).
17. | 18. | 19. | 20. | 21. | 22. | 23. |
57,4 - снова слияние ручьев и снова неплохая поляна для лагеря (фото 22). Но это последняя ровная площадка, дальше начинается крутой подъем.
57,6 - Развилка. Одна лесная грунтовка идет прямо вдоль ручья, другая сворачивает влево и идет вверх по крутому склону.
Идем по левой, она кажется более хоженной. Собственно, дорогой ее назвать сложно, она размыта
ручьями и превратилась в небольшой овраг (фото 23).
58,0 - подъем становится пологим, а через 100 м его крутизна снова возрастает. Далее на пути небольшая лесная опушка,
после которой обходим упавшие деревья. Кроме них на тропе иногда встречаются выступающие коренья (фото 24).
На подъеме мы встретили еще одну саламандру. Вообще саламандра ведет ночной образ жизни.
Днем ее можно встретить только после обильных дождей. Но нам и без саламандр понятно, что дождей многовато. Еще в закарпатье есть поверье,
что человек, видевший саламандру является счастливым человеком. А тут в один день сразу столько счастья.
24. | 25. | 26. | 27. | 28. | 29. | 30. |
59,0 - лес заканчивается. Дальше подъем по травянистому склону. В траве тропа теряется. Летом здесь подыматься, видимо, труднее из-за густой травы.
А сейчас трава за зиму плотно утрамбована снегом. После выхода из леса сгустился туман (фото 25, 26). Собственно, это густая
водяная пыль, от которой одежда мокнет не хуже, чем от дождя. Идем вверх по азимуту травянистым склоном. Перед седловиной перевала
еще небольшая полоска леса, где встречаем первый небольшой участок снега.
59,5 - седловина перевала. Здесь посреди поляны лежит сухое (в смысле мокрое, но не живое) дерево (фото 27). В ясную погоду отсюда,
видимо, открываются чудесные виды на Сколевские Бескиды.
По хребту в траве четко видна узкая тропа, по которой едем влево на юго-восток (фото 28). Вскоре тропа входит в лес, где
превращается в дорогу. Эта дорога вполне проезжаема, несмотря на дождь и заболоченность дороги (фото 29, 30).
Но чем дальше вниз, тем дорога хуже. Перед селом было легче ехать не по дороге, а просто по травянистому склону (фото 31). А дорога
здесь, как обычно в Карпатах, превратилась в место для стока дождевой воды (фото 32).
По мере спуска туман рассеивался, а дождь усиливался.
60,8; 61,5 - слева примыкают редко посещаемые дороги.
62,9 - спустились в село Багноватое (фото 33). Для тех, кто еще не понял, куда мы попали, уточню - "багно" в переводе с украинского "грязь".
Об этом можно догадаться, глядя на фотографии подхода к селу (фото 32) и фотографии дорог собственно в селе (фото 34, 35).
63,4 - на выезде из села упираемся в дорогу (которая на фото 35) и сворачиваем на нее влево.
31. | 32. | 33. | 34. | 35. | 36. |
66,0 - переезжаем по мосту речку.
67,8 - в центре села Межигорье основная дорога сворачивает вправо на подъем.
70,1 - верхний перелом дороги (фото 36). Здесь кроме нужного нам спуска в село Яблонов какая-то хорошо накатанная
дорога уходит влево на юго-запад по хребту. Куда она ведет - не понятно, там населенных пунктов вроде бы нет.
Дождь снова усилился.
72,4 - Под большим карнизом старой сельской школы с. Яблонов устраиваем привал, перекус и пережидание дождя.
Одновременно изучаем историю школы по прибитой здесь же мемориальной табличке (фото 37).
Едем дальше вдоль села Яблонов (фото 38), затем по дороге сворачиваем влево (74,4).
75,7 - начался асфальт и прекратился дождь. Столько удовольствий сразу!
Через 200 м по мосту переезжаем р. Стрый.
76,2 - упираемся в автотрассу и сворачиваем на нее влево. начинается подъем. Проезжаем село Нижнее Высоцкое (фото 39).
Это полная цивилизация в сравнении с селом Багноватым.
77,4 - верхний перелом дороги. Спуск. Далее по дороге проезжаем села Комарники и Верхнее Высоцкое. Транспорта
сравнительно мало, качество асфальтового покрытия среднее (фото 40, 41, 43). Периодически идет дождь.
37. | 38. | 39. | 40. | 41. | 42. | 43. |
87,8 - В селе Верхнее Высоцкое справа от дороги памятник, который подвергся реконструкции. Это был обелиск советским воинам.
На сегодняшний день на обелиске установлена новая табличка, теперь на ней написано: "захистникам батькiвщини".
Что было написано раньше - не известно, возможно то же, но на русском. Кроме того, на обелиске сколупали звезду
и на ее месте прибили тризуб, отчего памятник приобрел противоположный смысл. Следы некогда присутствовавшей звезды
отчетливо видны (фото 42). Подобная реконструкция памятников является типичной для Львовской, Тернопольской и
Ивано-Франковской областей и часто встречается повсеместно.
89,6 - вправо уходит дорога к селу Либохора (фото 43). По плану нам следовало ехать к этому селу и там подниматься
на перевал Русский Путь. По описанию там грунтовая тропа, местами теряющаяся в зарослях. Учитывая непрекращающиеся дожди и то что
перевал наверняка закрыт низкими облаками, принято решение не ехать через этот перевал. К следующему пункту
маршрута - с. Пашковцы решено добраться в объезд по асфальту через перевал Латорский, Нижние Ворота, Подполозье.
92,5 - Заканчивается с. Верхнее Высоцкое, по мосту переезжаем речку Гуснянка, начинается подъем.
93,5 - верхний перелом дороги, далее спуск в с. Матков. После спуска слева на холме - деревяная
церковь в окружении сосен (фото 44). Сосны для Карпат являются редкостью.
97,0 - очередной раз переезжаем по мосту р. Стрый.
97,6 - в конце подъема упираемся в автотрассу Е50 и сворачиваем на нее вправо. Хороший асфальт, но досаждает
интенсивное движение автотранспорта, в первую очередь, фур.
103,0 - последний раз в этом походе проезжаем по мосту над р. Стрый.
104,9 - перевал Латорский. На перевале информационная табличка для туристов (фото 45) с обозначением маршрутов
и расстояний - все как в Европе. С перевала открывается красивый вид на частично скрытую облаками Полонину Боржава (фото 46).
Если повезет, то через несколько дней мы там будем.
Нужно сказать, что облачность стала не такой уныло сплошной, как раньше, в облаках появились просветы,
через которые иногда проглядывало солнце.
Далее следует проходимый на одном дыхании пятнадцатикилометровый спуск по автотрассе Е50. То справа, то слева мелькают
прекрасные горные виды.
44. | 45. | 46. | 47. | 48. |
120,4 - за поселком Нижние Ворота сворачиваем с автотрассы вправо и едем вдоль р. Латорица к селу Подполозье. Дорога -
хороший асфальт и автотранспорта почти нет (фото 47). Все чаще выходит солнце. Удивительно, но дорога практически сухая!
Толи дождь здесь был послабее, толи солнце здесь помощнее. Все-таки есть в жизни счастье!
127,7 - за селом Подполозье после слияния рек Латорица и Жденевка на Т-образном перекрестке сворачиваем вправо, на северо-запад.
Тихий вечер, прекрасная ровная дорога в окружении буйной закарпатской растительности. Прямо перед нами двуглавая гора Острая Гора (фото 48).
Мы еще не знаем, что завтра нам предстоит на нее взобраться из-за отсутствия более низкой тропы.
Проезжаем села Жденево и Збыны. В Жденево встретили группу велотуристов из Чехии. Группа большая, более 20 человек.
Едут в сопровождении микроавтобуса с прицепом. Рюкзаки - в микроавтобусе, сами едут налегке. Состав группы очень разношерстный -
от подростков до бабулек глубоко пенсионного возраста. Пообщались с руководителем группы. Едут самым простым асфальтовым маршрутом
с посещением наиболее известных достопримечательностей. Желаем друг другу счастливого пути и едем дальше.
139,4 - сразу за селом Пашковцы ставим лагерь в просторном старом ельнике (фото 49). В ста метрах - небольшой ручей.
За день пройдено 82,4 км, время движения 6:04. Вечером местами было видно звездное небо, но ночью снова шел дождь.
Третий ходовой день, 3 мая
Общение с местным населением показало, что к Полонине Руна по дороге вдоль ручья Пашковский пройти сложно - дорога сильно заросла.
Это мы знали и из описания велопохода. Нам советовали двигаться по гребню хребта за селом,
у подножия которого был наш лагерь. Так мы и сделали.
Выход в 10:20. Сначала идет крутой подъем по травянистому склону (фото 50). Можно идти и по дороге, но она сильно размыта ручьями.
140,1 - заканчивается крутой подъем, далее подъем более пологий по обычной лесной дороге (фото 51). Местами можно ехать.
141,1 - поворот дороги вправо. Развилка. Вправо по склону дорога траверсом медленно спускается вниз. Прямо дорога,
переходящая в тропу, круто, а местами очень круто поднимается вверх по гребню отрога. Делаем продолжительную разведку
обеих дорог. Приходится выбирать прямо вверх. В ходе разведки казалось, что подъем будет очень тяжелым, хотя реально подъем
с велосипедами оказался сносным по трудности.
141,7 - подъем становится не таким крутым.
49. | 50. | 51. | 52. | 53. | 54. |
142,6 - дорога выходит на большую пологую поляну. Отсюда видна вершина Острой Горы. Это хорошее место для лагеря.
Ниже поляны расположен родник. Местные жители в Пашковцах говорили, что мы будем проходить поляну, где когда-то была изба лесника.
Возможно это та самая поляна. На поляне мы встречаем двух туристов-пешеходников из Полтавы, которые идут встречным курсом и утверждают,
что тоже идут на пролонину Руна. Они сюда спустились с Острой Горы. Начинается долгое гипнотизирование карт и поиск истины.
Завершается все тем, что мы вдвоем с одним из пешеходников налегке поднимаемся на Острую Гору и находим там нужный спуск
к урочищу Прелука. Часть пути по полонине Острой Горы туристы-пешеходники проходили в тумане, из-за чего, видимо, потеряли ориентацию.
Спускаемся обратно на поляну. После перекуса - снова вверх. Погода ухудшается. Пасмурно, гору все чаще окутывают плотные облака.
142,8 - снова начинается лес и крутой подъем. Идем по тропе, часто заваленной упавшими деревьями. На деревьях нанесена сравнительно свежая
маркировка белой краской.
143,3 - маркировка уходит влево и траверсом вниз по крутому склону. Весьма возможно, что это более короткий путь в урочище Прелука
без подъема на Острую Гору. Но тропы на этом пути нет. Да и маркировка какая-то беспорядочная, нет четкой линии движения.
Решаем не рисковать и продолжаем движение вверх по тропе (фото 52,53), которая становится все менее заметна и часто теряется в лесных зарослях и завалах.
144,4 - конец леса и крутого подъема, далее более пологий подъем по полонине (фото 55).
Все в тумане, видимость плохая (фото 55-59). Дует крепкий северо-восточный ветер и моросит дождь. Точнее, наверно, это ветер осаждает на нас водяную пыль облака.
На вершину не поднимаемся, идем траверсом по южному склону (фото 55), где ветер явно слабее. В брусничнике местами видна тропа. Встречаются участки снега (фото 56).
145,3 - Доходим до места, где согласно предварительной разведке тропа должна уходить вниз по травянистому отрогу (фото 59).
Прошлогодняя трава отутюжена снегом, тропа на ней с трудом угадывается.
55. | 56. | 57. | 58. | 59. | 60. | 61. |
145,6 - заканчивается полонина, начинается лес (фото 60). С веток идет интенсивная капель от осаждаемого на ветках тумана.
Тропа теряется. Через лес доходим до места, где крутизна спуска резко увеличивается.
Правее северный склон полностью покрыт снегом. Здесь нас догоняют туристы-пешеходники, шедшие за нами. Решаем не искать тропу, а
движемся по склону на юг с помощью компаса. Благо, что лес не очень густой и вмеру завален упавшими деревьями. Здесь магнит
велокомпьютера сбивается и далее километраж приблизительный. В ходе спуска выходим на старую дорогу или просеку, по которой продолжаем спуск.
В конце спуска выходим на большой луг. Это и есть урочище Прелука. Мелкая дождливая морось продолжается с переменной интенсивностью.
Немалая часть луга заболочена - из грунта сочится родниковая вода. на горизонтальных участках болотные кочки и вода между ними.
Спускаемся ниже к ручью, где в лесу находим удобное для лагеря место с твердой горизонтальной площадкой и старым кострищем (фото 61). В нынешних погодных условиях
двигаться дальше вверх к полонине Руна бессмысленно. Подождем утра, может погода изменится.
147,7 - лагерь возле ручья в урочище Прелука.
За день пройдено 8,3 км, время движения лишь 2:26. Около трех часов потрачено на пешие разведки. Не хотелось с велосипедами
набирать лишнюю высоту, но более простой дороги к урочищу Прелука мы так и не нашли.
Четвертый ходовой день, 4 мая
Утро окончательно уничтожило наши надежды взобраться на полонину Руна - низкая облачность, туман и периодически моросящий дождь.
Иногда казалось, что наступает некоторое просветление, но после этого снова все мрачнело и шел дождь.
Выходить на полонину бессмысленно - мы там ничего не увидим. Кроме того, в тумане могут возникнуть проблемы с поиском
пути для спуска вниз. Решено ехать вдоль ручья вниз к селу Турья Поляна.
Недалеко от места нашего лагеря в центре большой поляны установлен каменный столб (фото 62) с надписью, датированной 1896 годом. Различить можно лишь отдельные буквы.
Надпись неразборчивой сделало не столько время, сколько стремление последующих поколений тоже чего нибудь нацарапать на этом камне.
148,9 - слева в полукилометре на расположенном выше лугу две избы.
62. | 63. | 64. | 65. | 66. | 67. |
На карте на нашем пути нарисована сначала тропа, а затем
грунтовая дорога. Реально на всем пути оказалась сравнительно неплохая и красивая дорога. Вначале в пределах урочища Прелука дорога почти горизонтальна и часто залита водой (фото 63, 64).
Далее дорога проваливается в ущелье (фото 65) и идет вдоль ручья (фото 66), зажатого с двух сторон крутыми склонами. Уклон дороги большой.
На дороге много камней разных размеров (фото 67). Мы соскучились по хорошей езде и довольно быстро катили вниз. В результате было несколько падений.
Причина не столько в мокрых и скользких камнях, сколько в обломках веток, диаметром в несколько сантиметров. Они не менее скользкие и
ведут себя под колесом совершенно непредсказуемым образом. Кроме того, на остром камне пробито колесо (фото 68).
152,5 - слева вливается крупный ручей оттуда же примыкает грунтовка, качеством несколько похуже нашей.
152,7 - вправо вверх уходит примыкающая дорога.
По крутым склонам стекают ручьи, иногда в виде небольших водопадов (фото 69). Из-за крутых склонов ущелья на отдельных участках
дороги царит полумрак. И это при только начавшей распускаться листве. Летом здесь, наверно, темно круглые сутки.
68. | 69. | 70. | 71. | 72. | 73. |
153,1 - слева небольшой водопад (фото 69).
153,8 - мост через ручей справа, тропа к водопаду Шипот.
От водопада Шипот дорога становится более накатанная (фото 70-72).
Дождь усилился. Пережидаем его в полурозрушенном домике справа от дороги. Видимо, это остатки какой-то базы отдыха.
Минут через 15 дождь уменьшился, едем дальше.
155,5 - строения по обе стороны. Вообще по описанию здесь должен быть рыбпитомник и форелевое хозяйство.
Но визуально это больше похоже на котеджи далеко не самых бедных граждан Украины. А ведь мы на территории заповедника.
158,1 - выезжаем на асфальтовую дорогу (фото 73), которая спускается со склонов справа и дальше идет вдоль реки.
163,9 - проезжаем шлагбаум заповедника. Перед ним справа здание администрации заповедника. Шлагбаум открыт, никого нет.
164,2 - Т-образный перекресток в селе Турья Поляна. Сворачиваем влево. Дождь усилился настолько, что мы решили его переждать под навесом у входа в сельсовет и почту.
Дождь прекратился и на выезде из села Турья Поляна мы увидели сзади то, куда стремились - край полонины Руна (фото 74).
167,3 - Т-образный перекресток. Сворачиваем влево на Сваляву. Далее следует небольшой подъем и спуск, за которым не крутой
пятикилометровый подъем на перевал. Снова идет дождь.
173,2 - перевал (фото 75). Дождь прекратился. Даже пытается солнце пробиться сквозь тучи. Внизу плывут клубы пара.
Дальше дорога идет через утопающие в зелени и цветах многочиленные Закарпатские села. Асфальт быстро просох, лишь кое-где остались небольшие лужи.
Насколько мы успели заметить, в Закарпатье, в отличие от Прикарпатья, население не воюет с памятниками. Памятники
советских времен стоят, вроде бы, в первозданном виде.
74. | 75. | 76. | 77. |
184,2 - Т-образный перекресток. Влево - Львов, вправо - Мукачево. Сворачиваем вправо.
191,5 - слева примыкает дорога из Свалявы, куда мы и сворачиваем.
192,0 - проезжаем под мостом автотрассы Киев - Ужгород. За этим мостом начинается Свалява (фото 76). После въезда в
Сваляву пошел дождь, который становился все сильнее. Докупили продукты в магазине, пытались переждать дождь, но поняли
бесполезность этого. Вся восточная часть небосвода затянута свинцовыми тучами, которые шли на нас. А дело к вечеру, мы
едем по населенной части маршрута, могут быть сложности с поиском места для лагеря. Вообще-то хотелось сегодня доехать до начала подъема на Боржаву, но дождь этого, видимо,
не позволит. Далее почти час езды под проливным дождем.
204,0 - Мы бы и дальше ехали, но у Льва случился прокол. Осматриваем придорожные склоны и перед началом села Дусина в 200 м от
дороги находим удобную почти горизонтальную поляну, рядом с которой родник. Ставим лагерь (фото 77) в очень мокрых условиях.
За день пройдено 56,3 км, время движения 3:40.
Пятый ходовой день, 5 мая
С утра один местный житель просил дать порулить (фото 78).
Солнечно и сильная роса. Над долиной плывут облака пара. Завтракаем, клеимся,
мелкий профилактический ремонт велосипедов и сушка одежды. Выход в 11:15.
211,1 - перевал за с. Росош. По обе стороны дороги многочисленные сенокосные луга с уже довольно высокой сочной травой.
216,5 - в селе Керецки сворачиваем на примыкающую слева дорогу и едем в сторону с. Березники (фото 79). Справа парк детского
санатория с огромными деревьями (фото 80). Слева от дороги обширная долина, используемая под огороды. Со всех сторон собираются тучи.
220,3 - центр села Березники. Здесь дорога с хорошим асфальтом заканчивается, далее идет разбитый асфальт, который постепенно
переходит в песчано-каменистую подсыпную дорогу. Начался первый за сегодня дождь (фото 81).
78. | 79. | 80. | 81. | 82. |
223,6 - по мосту переезжаем на восточный берег р. Боржава, а через километр снова по мосту возвращаемся на западный. Сразу за
вторым мостом шлагбаум и дома лесничества. Здесь дорога вместе с рекой меняет северное направление на северо-западное. Дождь усилился (фото 82).
226,7 - развилка дрог. Едем вправо вдоль притока Боржавы р. Вендрича. Дождь стих.
227,2 - Проезжаем недавно построенный деревянный мост.
228,0 - Еще один свежепостроенный мост (фото 83). За этим мостом начинается подъем дороги. Эта дорога недавно
спланирована и подсыпана камнями. Но ограничивающие придорожные черно-белые столбики уже стоят. Через 400 м поворот дороги вправо и
закончилась подсыпка камнем. Далее дорога представляет собой глину, недавно разровненную бульдозером (фото 85, 86).
229,4 - слева от дороги сенокосный луг посреди леса. На нем установлено укрытие для сена (4 столба с крышей). Поскольку
снова пошел сильный дождь, под этой крышей делаем привал и перекус.
230,6 - Дорога пересекает ручей и круто поворачивает влево.
230,8 - Конец дороги, прокладываемой бульдозером (фото 88). Далее идет заброшенная лесовозная дорога через старую вырубку.
Вырубка и эта дорога сильно заросли молодняком (фото 89). Подьем в конце очень крутой.
231,2 - Конец вырубки. Выходим на старую давно не используемую дорогу через лес по гребню отрога хребта. Дорога идет по
границе леса и вырубки, поэтому также сильно заросла молодняком. Идем вправо вверх через лес параллельно дороге .
83. | 84. | 85. | 86. | 87. | 88. | 89. |
231,5 - Конец леса. Дальше стометровый участок зарослей молодых деревьев.
231,6 - Луг, заросший конским щавелем (фото 90), сразу за которым влево уходит старая лесная дорога в обход горы. Дорога почти
горизонтальная и вполне проезжаемая (фото 92), но местами она завалена упавшими крупными деревьями (фото 91).
232,1 - дорога выходит на седловину хребта. Дальше дороги нет, все поросло лесом. Разведка показала, что на самом деле старая
лесная дорога идет по гребню хребта на север, просто на южном склоне горы дорога, освещаемая здесь солнцем, сильно заросла.
Идти здесь крайне сложно, поэтому обходим этот участок траверсом горы слева через лес. Подъем (около 200 м) очень крутой.
Далее выходим на хребтовую дорогу, где она уже не такая заросшая, и по ней поднимаемся на г. Великий Ожинянец (1142 м). Идем через
старый лес с могучими буками, на стволе одного из них вырезана надпись, датированная 1936 годом.
Далее небольшой спуск и подъем, на котором картина повторяется - дорога, идущая вверх по южному склону доступна лучам солнца и сильно заросла.
Обходим эти заросли траверсом горы справа (фото 93).
На северном склоне хребта местами лежит снег.
233,2 - лагерь (фото 95) на горизонтальной площадке леса северного склона хребта. Воду получаем из снега (фото 94), а дров здесь полно.
За день пройдено 29,2 км, время движения 3:07.
90. | 91. | 92. | 93. | 94. |
Шестой ходовой день, 6 мая
С утра солнечно и практически безоблачно. На северо-западе хорошо видны
заснеженные гора Стой и гора Великий Верх (на фото 95 за деревьями видно плохо). Не завтракая выходим в 8:15, чтобы пораньше
и налегке подняться на полонину, а завтрак будет на спуске.
100 м небольшого спуска по старой и едва заметной дороге. Затем крутой подъем (фото 96) и снова густые заросли молодняка.
Обходим их слева и траверсом выходим к границе леса.
95. | 96. | 97. | 98. | 99. |
233,8 - граница леса. Здесь небольшой участок снега (фото 97, 98), сразу за которым перед выходом на полонину родник. А еще через 50 м - гребень хребта.
По нему, как и ожидалось, идет неплохая дорога (фото 100, 101). Поднявшись на этот хребет едем по дороге вправо, на юг, в подъем.
234,7 - вершина 1208,7. Небольшой привал (фото 99). За нами хорошо видна гора Стой (в центре) и Великий Верх правее. Погода - просто сказка!
Это награда за пятидневное терпение сырости.
Далее едем по хребтовой дороге (фото 100-105). Слева внизу (фото 102) видно село Речка, куда мы и планируем съехать. Спуск предстоит достаточно серьезный.
За спиной (фото 103) цепочка вершин полонины Боржава: Стой, Великий Верх, Магура, Граб.
Впереди - гора Ополонок (в центре фото 105), далее чуть правее гора Полонина Кук и гора Кук. По этой цепочке вершин проехать интересно и сравнительно несложно.
Главное - сюда забраться. Хотя погода очень располагает, такой проезд вдоль Боржавы не в планах этого нашего похода. Жаль. Мы спускаемся к развилке дорог,
которая видна на фото 104 слева внизу, сворачиваем влево и едем вниз к селу Речка.
100. | 101. | 102. | 103. | 104. |
236,5 - на границе полонины и леса делаем продолжительный привал и завтрак. Рядом родник, край леса с обилием дров, ровная поляна с толстым слоем сухой и мягкой травы.
После привала продолжаем спуск с полонины. Лесная дорога не утруждает себя большим количеством серпантинов. Спуск крутой, местами очень крутой.
Камни, ямы, выступающие корни скрыты толстым слоем прошлогодней листвы (фото 106). Эти участки проходим пешком.
238,5 - дорога становится более пологой (фото 107), дальше можно уверенно ехать.
240 - Въезжаем в село Речка. Отсюда хорошо видна цепочка гор Полонины Боржава (фото 108). Небо над Боржавой уже затянуто тучами.
240,8 - выезжаем на асфальт, правда, местами изрядно разбитый. Но за селом асфальт вполнен приличный.
243 - начался дождь, быстро перешедший в ливень. Доезжаем до Т-образного перекрестка (245,3), на котором сворачиваем вправо и пережидаем
дождь под навесом автобусной остановки. Дальше легко катим по хорошей асфальтовой дороге вдоль р. Репинка.
253,2 - переезжаем по мосту р. Рика, справа устье Репинки, едем дальше вниз вдоль р. Рика. Ощущается мощное влияние цивилизации.
По обе стороны встречаются крутые базы отдыха, рассчитанные не совсем на рядового гражданина Украины.
255,7 - Въезжаем в Межгорье (фото 109).
105. | 106. | 107. | 108. | 109. | 110. |
258,4 - влево поворот на Колочаву, но мы едем прямо в центр Межгорья. Нам нужно сделать отметку в маршрутке и докупить продукты.
Кроме того, неплохо бы подзарядить аккумуляторы, для чего можно пообедать в кафе. В центре городка, услышав русскую речь, к
нам подошел пожилой мужчина, поинтересовался откуда и куда мы едем, начал рассказывать об особенностях дороги и интересных местах.
По русски он говорил немного с трудом и с сильным акцентом, но с большим удовольствием. Дальше он повел нас в вестибюль
расположенного рядом здания райисполкома, где на стене висела очень наглядная рельефная карта района. Кстати он, как и жители с. Березники,
ничего не знал о строящейся дороге, по которой мы поднимались на Боржаву.
В плане приема пищи и зарядки аккумуляторов нас ожидало полное разочарование. Многочисленные кафе были рассчитаны исключительно на распитие
алкогольных напитков. С закупкой продуктов нас тоже постигла неудача - тушенки ни в одном из магазинов продтоваров не было.
260,8 - возвращаемся к повороту на восток, который мы уже проезжали (258,4 км) и сворачиваем туда. Начинается десятикилометровый
асфальтовый подъем на перевал.
271,6 - проезжаем перевал Синевирский (фото 110). Вдали снова видна Боржава.
Далее следует быстрый спуск в с. Синевир, поворот вправо на Т-образном перекрестке (276,7) и приятная езда вдоль р. Теребля по неплохому асфальту.
Проезжаем старую деревянную церковь (слева, фото 111).
286 - с. Колочава (фото 112).
111. | 112. | 113. | 114. |
287,7-289,0 - ездим по Колочаве в поисках магазина продтоваров. Находим и покупаем тушенку, как потом оказалось, очень неплохого качества.
289,0 - основная асфальтовая дорога сворачивает вправо, а мы едем прямо вдоль села по каменистой дороге.
Увлекшись разговорами о тушенке мы не заметили поворота вправо и не посмотрели в карту, а поехали прямо вдоль села.
Ошибку мы заметили лишь когда село закончилось.
295,0 - поворачиваем обратно на окраине села. обидный лишний крюк, на котором дорога очень каменистая и тяжелая для езды (фото 113).
298,0 - Поворот влево, за которым мост через р. Сухар. Снова едем вдоль села Колочава, но уже в другой его части.
304,0 - развилка. Как пояснили стоявшие рядом мужики, обе дороги ведут на перевал, но левая короче и круче. Разница примерно 1,5 км.
Едем правой дорогой. Витки серпантина, глубокая колея на дороге, местами заполненная жидкой грязью.
Окраина села, за спиной - красивый закат (фото 114).
306,4 - лагерь за селом справа от дороги на пологой травянистой поляне под большими елями. Чуть ниже по дороге - ручей.
За день пройдено 73,2 км, время движения 6:08.
Седьмой ходовой день, 7 мая
Хотели выйти с утра пораньше, как и вчера, без завтрака, но
обнаружено спущенное колесо у Саши. Клеимся. Оказалось, что поврежден корд покрышки и приходится ее тоже чинить.
306,6 и 307,7 - слева примыкают плохо накатанные грунтовки, идущие по крутому склону. Это, видимо,
примыкает более короткая дорога, по которой мы не пошли на развилке 304 км.
308,0 - перевал Прислоп (фото 115). За нами внизу - с. Колочава, справа - г. Негровец. Погода с утра, как и вчера, отличная.
Впереди вдалеке, на юго-востоке, виден заснеженный Свидовец, куда мы сегодня хотим попасть (На фото 116 он плохо виден справа вдали). За нами внизу - с. Колочава, справа - г. Негровец. Погода с утра, как и вчера, отличная.
Сразу на спуске с перевала развилка. Идем вправо. После очень крутого каменистого участка разбитая грунтовка (фото 117).
Слева примыкает грунтовка. Видимо, это та дорога, которая с перевала ушла влево. Дальше дорога идет прямо по руслу ручья,
многократно его пересекая. По берегу идет протоптанная тропа (фото 119), которая тоже иногда пересекает ручей (фото 118, 120).
311,7 - конец крутого спуска, тропа выходит на дорогу.
312,1 - проезжаем по мосту р.Мокрянка, за которым сворачиваем вправо и выезжаем на окраину с. Комсомольск.
Проезжаем вдоль с. Комсомольск, или как его сейчас еще называют, Немецкая Мокрая, а за нами белеют вершины гор Стреминос и Стрымба (фото 121).
315,5 - отсюда каменистая дорога периодически чередуется с участками старого асфальта.
115. | 116. | 117. | 118. | 119. | 120. | 121. | 122. |
318,1 - мост через левый приток р. Мокрянка.
320,3 - по стальному мрсту переезжаем на правый берег р. Мокрянка.
323 - влево через мост уходит дорога на Лопухов. Но мы по совету местных жителей едем дальше прямо (здесь уже хороший асфальт)
в центр села Усть-Чорна.
324,1 - за церковью останавливаемся справа в кафе (кажется, "Татьяна"). Здесь нас вкусно и сытно кормит
приветливая официантка. Заодно подзаряжаем аккумуляторы.
325,3 - Возвращаемся к мосту и едем через мост вправо на Лопухов (фото 122). Заканчивается асфальт и снова начинается
каменистая дорога, периодически чередующаяся с участками старого асфальта. Едем вверх вдоль реки Брустурянка, которая
здесь зажата крутыми склонами гор и делает несколько крутых поворотов.
330,1 - проезжаем мост через речку. Через 150 м в селе Яблоница (фото 123) сворачиваем вправо.
330,7 - сворачиваем влево и едем через село и вдоль р. Яблоница. Дорога становится хуже (фото 124).
336,5 - перед впадающим слева ручьем сворачиваем влево. Начинается семикилометровый подъем на хребет. Дорога каменистая (фото 125),
средний уклон 10%, на отдельных участках до 20%.
337,0 - первый поворот серпантина влево. Подъем становится круче. После поворота дороги вправо дорога проходит мимо изб справа.
338,0 - пересекаем ручеек.
338,3, 339,9 и 342,4 - справа внизу избы.
341,4 - ручей, большая поляна, недавно построенный навес для отдыха со столом и скамейками. Это удобное место для привала мы помним еще по походу три года назад.
Но тогда это было чистое, красивое и удобное место. Сейчас в разных местах, особенно у ручья, кучи мусора - полиэтиленовые бутылки,
пакеты, консервные банки, одноразовые стаканы, бутылки из под пива и т.п.
343,3 - конец крутого подъема, небольшая поляна. Дальше дорога почти горизонтально траверсирует
западный склон хребта Шаса. Здесь довольно внезапно дорога стала завалена снегом. Мы ожидали
этого, но снег начался несколько раньше, и было его больше, чем мы ожидали. Сначала это была легко
проезжаемая колея от грузовика (фото 126), а дальше передвигаться становилось все труднее (фото 127, 128).
345,1 - седловина перевала. Дальше дорога сворачивает вправо на восток, а затем на юго-восток. Здесь дорога разветвляется, одна идет круто вверх
по гребню хребта, вторая без значительного набора высоты траверсирует северный склон, треться спускается к расположенным в полукилометре на краю
полонины избам пастухов. Но все это покрыто почти сплошным снегом (фото 129-131). Колея от грузовика идет по правой дороге вверх. Две другие дороги не езженные. Идем по средней. Средняя толщина снега 0,3 - 0,6 м.
Снег довольно плотный, но периодически заднее колесо проваливается в снег. Попытки его вытащить приводят к тому, что
постепенно весь закапываешься в снег. Пройдя так метров 200 останавливаемся и делаем разведку. Редкий ельник скоро заканчивается и дорога идет по
полонине северного склона хребта. Несмотря на сплошной снежный покров, контуры дороги угадываются. На расстоянии порядка километра вперед и сколько
видно дальше ситуация не улучшается - снег сплошной. Картина должна быть лучше на южном склоне, но он здесь круто обрывается вниз и зарос густым ельником.
Хребтовая дорога, по которой прошел грузовик, имеет глубокую колею, часто заполненную талой водой. Плотный снег под ногами обламывается и легко провалиться в эти
глубокие лужи.
123. | 124. | 125. | 126. | 127. | 128. | 129. |
Три года назад мы в мае проходили этот хребет. Причем, значительную его часть проехали. В некоторых местах встречались лишь небольшие участки снега. Мы были
готовы к тому, что в этот раз снега будет в 2-3 раза больше. Но сплошной снежный покров - этого мы никак не ожидали. Можно было бы двигаться вперед,
если бы было понятно, какова протяженность этого участка, где будет спуск вниз. Но в этих условиях мы спуск вниз могли и не найти. Кроме того,
нужно учитывать, что хребет идет с медленным набором высоты от 1400 м до 1800, т.е. дальше ситуация будет ухудшаться. Из всего этого вытекало
единственное решение - возвращаться в Лопухов и продолжать маршрут по запасному варианту через перевал Легионов. Чтобы не ехать обратно по той же дороге,
мы попытались найти дорогу в Лопухов по хребту на запад, через г. Свидова. Но как показала разведка, дорога туда идет через густой еловый лес, снега там и больше,
и он более рыхлый, чем на полонине. Остался единственный выход - спускаться по той же дороге, по которой мы поднимались.
Возвращаемся к седловине (фото 132) и снова едем по дороге, траверсирующей склон хребта. Как видно из фото 132, южная часть седловины, прогреваемая солнцем,
уже практически свободна от снега. Но за поворотом на северном склоне картина совершенно иная.
На фото 132 в центре вдали видна белая горизонтальная полоса - это и есть наша дорога (фото 133).
347,2 - вернулись к небольшой поляне (343,3 км), после которой начинается спуск. Здесь снег внезапно заканчивается и больше нигде на спуске не встречается.
349,1 - вернулись к ручью. Расположенная рядом поляна продувается крепким пронизывающим ветром. Странно, на гребне хребта ветра почти не было. Чуть дальше за
густыми елями находим небольшую горизонтальную площадку, где ветра почти нет. Здесь ставим лагерь.
За день пройдено 42,7 км, время движения 5:37.
130. | 131. | 132. | 133. |
Восьмой ходовой день, 8 мая
Вечером было ясно, а все небо было усыпано звездами. А утром - пасмурно, все горы вокруг окутаны плотными облаками.
Видимо, поэтому ночь была довольно теплой, несмотря на высоту. Выехали в 9:15. Быстро спустились вниз к реке Яблоница, вдоль которой едем в Лопухов (фото 134). Прощальные
взгляды на белеющие сзади вершины хребта Шаса (фото 134), который нам пройти не удалось.
360,4 - Т-образный перекресток (который мы проезжали на 330,2 км), сворачиваем вправо на Лопухов. Начался дождь.
361,4 - начинается асфальт. Через 200 м слева здание сильрады, где делаем отметку в маршрутке. Дождь усилился, одеваем дождевики.
362,0 - по мосту переезжаем на западный берег р. Брустурянка. За мостом асфальт заканчивается. Хотя далее по селу кое-где встречаются участки старого
разбитого асфальта.
Через километр в магазине докупаем продукты, здесь же под навесом пережидаем усиление дождя. Поскольку почту по дороге мы не встретили, отправляем
SMS-сообщение о том, что идем по запасному варианту маршрута.
366,0 - справа мост через речку. Едем прямо.
367,1 - справа навесной пешеходный мост через речку.
368,8 - развилка, едем вправо. 369,2 - дороги снова сходятся. Через 100 м после этого пересекаем ручей. Дорога идет вдоль западного берега реки
(фото 135). Через километр - небольшой подъем.
370,9 - верхний перелом дороги.
371,7 - Справа мост через реку. Туда, на юго-восток, уходит дорога вдоль притока Турбат. Мы продолжаем ехать вдоль реки на север. Вдоль дороги
встречается зеленая маркировка. Проехав еще около полукилометра делаем привал и перекус (фото 136).
Снова усилился дождь (фото 137, 138).
134. | 135. | 136. | 137. | 138. | 139. |
374,0 - по стальному мосту проезжаем на восточный берег реки. Далее справа идут домики лесничества.
374,7 - развилка. Нужно сворачивать вправо.
375,5 - мост.
376,0 - мост сразу за лесопилкой.
Долина реки становится шире, окружающие горы ниже.
378,6 - мост через речку. За ним участок погрузки леса. Здесь дорога сильно разворочена лесовозами.
379,2 - слева за болотистым лугом на границе леса мемориал польским легионерам (фото 140).
379,3 - переезжаем речку по мосту, за которым на развилке дорог сворачиваем вправо и едем вверх по
р. Подешурна (фото 141). Справа избы лесничества. Далее по дороге встречаются участки погрузки леса (фото 142).
381,1 - поворот влево. Начинается подъем к перевалу. На подъеме снова усилился дождь.
383,4 - седловина перевала Легионов (фото 143). На седловине
большой стальной крест и старые бетонные столбики польско-чешской границы. Дождь
прекратился и даже временами сквозь тучи стало пробиваться солнце. Далее через лиственный
лес серпантином вниз уходит сухая и довольно легко проезжаемая каменистая
дорога.
140. | 141. | 142. | 143. | 144. | 145. |
385,1 – конец крутого спуска, далее идем на восток вдоль ручья. Три
года назад мы проезжали через перевал Легионов – здесь была легко проезжаемая
дорога и тропа. Все неприятности были связаны только с тем, что несколько раз
нужно было пересечь небольшой ручей. Сейчас из-за выборочной валки леса картина
изменилась до неузнаваемости. Примерно километровый участок пути ехать почти не
удается – ручей изуродован лесовозами и лесорубами. Беспорядочное нагромождение
грунта, камней, бревен, и среди этого как-то пробивает себе русло ручей (фото
144). В дополнение к ландшафту снова пошел дождь. Далее проезжаемые участки
чередуются с пешими (фото 145-149), а с
391, 6 – мост на левый берег, проезжаем мимо изб и далее снова
мост на правый берег (
393 – здесь наш ручей впадает в р. Быстрица. Справа примыкает
идущая вдоль ручья дорога. Переезжаем по мосту на левый берег и едем далее
вдоль села (фото 150). За спиной видны
заснеженные вершины Горган (фото 150).
В магазине докупаем хлеб. Местные мужики с любопытством выясняют у
нас «откуда куда и зачем». При этом уверяют, что до темна мы запросто доедем до
Паляницы. Эти слова внушали оптимизм. Мы тогда еще не знали, насколько далеки
их прогнозы от реальности.
394,9 – по стальному мосту проезжаем р. Быстрица и далее упираемся
в асфальтовую дорогу, на которую сворачиваем вправо. Здесь центр села Быстрица.
Метров через 200 асфальт заканчивается и далее едем около
Дождь полностью прекратился, даже иногда проглядывало сквозь тучи
солнце.
146. | 147. | 148. | 149. | 150. | 151. |
400,5 – за селом разрушенный мост через ручей. Можно пройти по
бревнам моста либо по дороге правее в брод через ручей.
400,7 – верхний перелом дороги, далее мост и снова верхний перелом
дороги (401,1).
401,4 – избы.
402,7 – верхний перелом дороги, затем спуск, пересекаем ручей
(403,1) и снова подъем.
Подъемы здесь не крутые и дорога не представляла бы какой-либо
сложности, если бы не лесовозы. В одних местах они просто разбили глубокую
колею (фото 152), в других взбили на дороге грязевую жижу (фото 153, 154).
На дороге во многих местах четко были видны следы протекторов
нескольких велосипедов. Видимо, какая-то группа велотуристов прошла здесь
незадолго до нас. Мысль о том, что мы не единственные в мире идиоты,
переплывающие эти участки грязевого месива, нас успокаивала.
Начало темнеть и снова пошел дождь.
404,3 - справа в
152. | 153. | 154. |
Девятый ходовой день, 9 мая
Выход в 9:20. Утром, кажется, было не так мокро, как вечером.
Возможно это оттого, что с утра на нас была сухая одежда, в отличие от вечера.
Но вскоре после выхода снова пошел дождь и все стало на свои места (фото
156,157). Местами дорога переходила в тропу – фото 156, 158 (видимо, грузовики
здесь ездят по руслу ручья). Но грязевой жижи от этого на тропе меньше не
стало.
409,1 – после небольшого перевального взлета мы на седловине перевала
Столы (фото 159). На перевале стоит большая изба, которая, видимо, активно
используется в зимних походах.
Через пол километра спуска с перевала справа хорошее место для
стоянки. Далее мостик через ручей – и мы движемся вниз по тропе, а затем
дороге, вдоль речки Гнилица. Здесь тоже ведутся лесоразработки и картина ничем
не отличается от того, что мы видели вчера (фото 160 - 162). Достаточно сравнить фото 162 и вчерашнее фото
147 после спуска с перевала Легионов.
155. | 156. | 157. | 158. | 159. | 160. | 161. |
411,5 – выходим к первому подъемнику. Он только строится, поэтому
приходится преодолевать дополнительные горы грунта на строительной площадке. Это
мы начали преодолевать активно развиваемый в последние годы туристский центр
Украины – Буковель.
412,4 – выходим к строящемуся искусственному озеру (фото 163),
далее – снова строящиеся подъемники. После этого мы вышли на протяженный пологий
участок выровненной бульдозерами глины (около
414,6 – за деревянным мостом колеса наших велосипедов ступили на
«твердую» землю в виде брусчатки и асфальта (фото 166).
Как поведали нам встреченные здесь туристы-пешеходники из Ровно,
наиболее богатые украинцы теперь отдыхают в Буковели. А не очень богатые ездят
отдыхать в Швейцарию и Австрию. Ну а мы можем всем знакомым рассказывать, что в
этом году мы отдыхали в Буковели (фото 167).
162. | 163. | 164. | 165. | 166. | 167. |
На выезде из Паляницы (фото 168) справа от дороги в небольшой
деревянной беседке делаем привал, перекус, и пережидаем очередную волну дождя.
425,1 – упираемся в автотрассу Ивано-Франковск – Рахов и
сворачиваем на нее влево. Справа от дороги ухоженный мемориал воинам
австро-венгерской армии (фото 169). По хорошему асфальту спускаемся вниз и
быстро проезжаем Татарив, Микуличин, Яремчу, Делятин.
463,6 – в конце Делятина развилка – влево уходит основная дорога
на Ивано-Франковск, мы едем прямо на подъем.
466 – конец подъема. За селом справа лесной массив. Там расположен
какой-то святой источник, о чем свидетельствует табличка. Справа вдали видны
отроги Карпат (фото 170).
468-470 – спуск в село Добротов. С северо-востока на нас движется
туча (фото 171) настолько черная, что даже повидавшие немало дождей в Карпатах
участники группы засомневались, а надо ли ехать дальше, может поискать укрытие?
Но в результате прошел тихий теплый и не очень сильный дождь (фото 172).
483,6 – сразу за селом Ивановка ставим лагерь за придорожной
лесополосой. В лесополосе с дровами не густо. Да и после дождя они мокрые, а
вокруг сильная роса. Поэтому решено ужин готовить на газовой горелке – не зря
же мы ее столько возили. За день пройдено
168. | 169. | 170. | 171. | 172. |
Десятый ходовой день, 10 мая
Выход в 8:10. Продолжаем движение в сторону
Коломыи по хорошей асфальтовой дороге с умеренным движением транспорта.
492 – перекресток с
кольцевым движением. Прямо – Коломыя, влево – Ивано-Франковск, Обертин,
Городенка. Едем влево.
494 – после
пересечения по мосту железной дороги крутой поворот вправо в сторону Черновцов
и Коломыи. Хороший асфальт, автотранспорта мало.
501 – перекресток
(фото 173). Вправо – Коломыя (
521,5 – нижний
перелом дороги, начало г. Обертин. Через
522,7 – сворачиваем
с основной дороги вправо, а еще через
173. | 174. | 175. |
524,6 – конец
подъема. Через
528 - далее дорога
на протяжении
535,1 – дорога упирается в асфальтовую
автотрассу Тлумач – Городенка. Сворачиваем на нее вправо, а через
537 – выезжаем на
стальной мост через р. Днестр (фото 175). Далее от с. Лука следует длинный
некрутой подъем.
541,3 – 546 – участок грейдера (фото 176).
548,5 – возле с.
Возилив дорога достигает наивысшей точки. Далее следует несколько
подъемов и спусков. Усилился северо-восточный ветер. Прошел небольшой дождь.
553 – с. Золотой
Поток (фото 178) с остатками замка (фото 179).
557,4 – в с. Соколов сворачиваем вправо на турбазу.
561 – за с.
Скоморохи начинается спуск к р. Стрыпа
562,6 – заканчивается асфальт, начинается каменистая дорога.
564,9 – пересекаем
по мосту р. Стрыпа. Далее длинный крутой подъем вдоль лесистого склона реки.
567,4 – в конце подъема сворачиваем влево к селу Дулибы
176. | 177. | 178. | 179. | 180. | 181. |
572,4 – в с.
Новоселка упираемся в асфальтовую дорогу и сворачиваем на нее вправо. Эта
дорога после нескольких подъемов и спусков приводит нас в город Товсте.
598,2 – рядом с Товсте находится железнодорожная станция Тлусне.
601,5 - ставим
лагерь в небольшом лесном массиве. За день пройдено
Утром возвращаемся на станцию и уезжаем в Одессу.
Заключение и выводы
1. Особенностью похода было обилие дождей. Другой особенностью было то, что на вершинах хребтов снега
было больше, чем обычно. Эти две причины вызвали изменения в маршруте - из-за низкой облачности и
тумана не пройдены перевал Русский Путь, полонина Руна, из-за обилия снега не пройден хребет Свидовец. Вместо них пройдены перевалы
Латорский, Легионов, Столы, пройдена интересная и красивая дорога через заповедник Шипот.
Из-за отсутствия тропы по пути к урочищу Прелука совершено вынужденное восхождение на гору Острая Гора.
Несмотря на изменения маршрута параметры совершенного похода соответствуют требованиям ФСТУ,
предъявляемым к походам четвертой категории сложности.
2. В Карпатах частые дожди нередко затрудняют движение по маршруту, создают массу неудобств. Но возможность сравнительно простых и быстрых
выходов в «населенку» позволяют избежать серьезных неприятностей.
3. До начала июня на горных хребтах обычно местами лежит снег, что создает иллюзию серьезных гор. Кроме того,
снег удобен для получения воды в случае привалов или ночевок на вершинах хребтов.
4. В мае на полонинах прошлогодняя трава отутюжена снегом за зиму, а новая еще не выросла. Это позволяет сравнительно
легко передвигаться по полонинам даже при отсутствии троп.
5. В мае на вершинах горных хребтов ранняя весна – цветут подснежники, крокусы, а на лиственных деревьях листвы
практически нет, что обеспечивает хорошую видимость в лесу.
6. Летом полонины используются для выпаса скота, там постоянно живет немало пастухов, а в начале мая полонины
практически безлюдны и посещаются в основном лишь туристами.
7. Одной из наибольших сложностей в Карпатах являются действующие лесовозные дороги, а в особенности участки
погрузки леса. Обычно это площадки с полуметровым слоем грязевой жижи разной густоты и обломками бревен. Обойти такие участки
обычно невозможно, а преодолевать очень тяжело.
8. В верховьях рек дороги нередко проходят прямо по руслу ручьев. С обоих сторон крутые склоны, поросшие лесом.
В мае ручьи полноводны и передвижение по ним может быть достаточно неприятным.
9. В начале мая еще нет назойливых насекомых.
10. Лесовозные дороги обычно тупиковые. Они ведут к месту вырубки и редко выводят к перевалу или на тропу по гребню хребта.
11. Есть еще такая неприятная мелочь, как ежевика, которая особенно распространена на местах вырубок. Ее тонкие и длинные стебли
совершенно незаметно захватывают стопы ног и могут привести к падениям в довольно безобидных ситуациях.
Особенно опасна ежевика при движении вниз.
12. Из-за минимума затрат времени на подъезд к месту похода и отъезд, Карпаты являются очень удобным регионом для
проведения велопоходов в сравнительно короткие сроки, какими являются майские праздники. Погодные условия в начале мая
уже позволяют совершать полноценные велопоходы. Майский велопоход в Карпатах может быть не только отличной подготовкой к
летнему походу, но и серьезным самостоятельным походом.